Омбудсмен Дагестана провела методический семинар для преподавателей права в школах
В понедельник, 4 марта 2013 года в гимназии №1 г. Махачкалы под эгидой Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан состоялся методический семинар «Содержание и методика преподавания права в начальных классах общеобразовательных учреждений Республики Дагестан».
Исходя из многоплановости вопросов правового образования, в мероприятии приняли участие начальник отдела по воспитательной работе и дополнительному образованию Министерства образования и науки Республики Дагестан Ирина Хайбулаева, начальник Управления образования г. Махачкалы Кубзар Гуруев, директор гимназии № 1 Эмирмагомед Давудов, доцент кафедры теории и методики преподавания права Дагестанского государственного педагогического университета Патимат Гаджиева, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров Алексей Борисенко, а также учителя школ гг. Махачкалы, Избербаша и Каспийска.
Во вступительном слове омбудсмен Дагестана Уммупазиль Омарова отметила, что одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан является содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина. Пристальное внимание уделяется вопросам формирования правового сознания у школьников и овладения ими знаниями в области прав. На протяжении шести лет подряд Уполномоченным проводится традиционный ежегодный республиканский конкурс работ учащихся общеобразовательных школ «Права человека - глазами ребёнка». Ежегодно с 3 по 10 декабря Уполномоченным совместно с Министерством образования и науки РД, студентами Юридической клиники юридического факультета Дагестанского государственного университета проводится Неделя правовых знаний, приуроченная ко Дню юриста и Международному дню защиты прав человека. В рамках Недели правовых знаний проводятся открытые уроки в школах г. Махачкалы.
«К сожалению, уровень юридической грамотности населения и правовой культуры в настоящее время невысок. Необходимость гражданско-правового образования закреплена в международных и российских нормативных правовых актах. В 2011 году Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», которые направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения», - подчеркнула У. Омарова.
Правовое воспитание и обучение следует понимать как элемент общего воспитания и образования. На учителей права в школе возлагается особенная ответственность, так как они формируют мировоззрение целого поколения. Обучая школьников правам человека, преподаватель учит уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами.
В сложившейся системе школьного образования преподавание права традиционно осуществляется в старших классах. В республике преподавание права в начальных классах осуществляется лишь в некоторых школах в рамках предметов, включенных в учебный план по инициативе руководства образовательного учреждения.
Так, в гимназии №1 на протяжении нескольких лет преподается курс «граждановедение», в 3-4 классах – за счет школьного компонента. На уроках в начальных классах применяются интерактивные и современные информационные технологии обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся. В этом участники семинара убедились в ходе открытого урока «Каковы правила жизни в обществе?» для учеников 3-го класса. Помимо программы по гражданскому образованию, в школе созданы условия, способствующие не столько передаче знаний, сколько практическому обучению в ходе проблемного изложения темы урока. Учащиеся имеют возможность на собственном опыте познавать процесс выработки решений, взвешивать аргументы «за» и «против». Такие интерактивные проекты позволяют теснее взаимодействовать ученику и педагогу.
По мнению Уполномоченного, для нравственного и правового воспитания школьников, формирования у них гражданской принадлежности, патриотических чувств необходимо разработать и включить в национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов общего образования гражданско-правовые учебные дисциплины.
После открытого урока в ходе обсуждения участники методического семинара отметили, что данный семинар можно считать вводным, а опыт школ, преподающих право в начальных классах обобщить и распространить во всех школах Республики Дагестан.