Уполномоченный У.Омарова приняла участие в совещании по вопросу повышения эффективности рассмотрения обращений граждан

Совещание по вопросу повышения эффективности рассмотрения обращений граждан состоялось в четверг, 30 июля 2015 года, в Правительстве Республики Дагестан. В обсуждении повестки дня приняла участие Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Уммупазиль Омарова.
Председатель Правительства Республики Дагестан Абдусамад Гамидов отметил, что работа с обращениями граждан является одной из приоритетных в деятельности Главы Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан и органов местного самоуправления. «От того, как поставлена эта работа, зависит уровень доверия населения к власти. Несомненно, работа в этом направлении проводится, но она недостаточно налажена. Анализ динамики письменных обращений показал, что их количество к Главе РД и Правительству РД, сократилось. При этом увеличилось число обращений в федеральные органы исполнительной власти, и авторы этих обращений жалуются на республиканские и местные органы власти. Зачастую заявления граждан можно решить на месте и при этом не доводить ситуацию до крайности»,- заявил он.
С докладами также выступили Первый заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Анатолий Карибов, главный федеральный инспектор по Республике Дагестан аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Василий Колесников, заместитель начальника Управления по вопросам противодействия коррупции, оперативного управления и контроля Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Алибек Алиев.
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан в своем выступлении подчеркнула, что зачастую в обращениях затрагиваются не только проблемы отдельных заявителей, но и общественные интересы. «Обращения граждан позволяют властным структурам оперативно выявлять наиболее важные проблемы, которыми обеспокоены граждане здесь и сейчас. Это тем более важно, так как вопросы, с которыми они обращаются, не требуют зачастую значительных усилий или финансовых средств, а со стороны чиновников необходимо всего лишь проявить внимание к человеку и желание помочь ему. Тем не менее, именно этого и недостает на практике», - отметила У. Омарова.
В целом анализ поступающих к Уполномоченному жалоб позволяет выявить и сгруппировать системные факторы нарушения права граждан на обращение, в частности, нарушение сроков рассмотрения обращений; формальные и необоснованные ответы (не по существу поставленных вопросов) и отсутствие фактических проверочных действий; необоснованное перенаправление обращений и ответы ненадлежащих должностных лиц; в отношении лица, допустившего нарушение, не принимается никаких мер.
Для исправления ситуации в рассматриваемой сфере У.Омарова указала, что общими для всех органов власти должны стать совершенствование организации работы с обращениями граждан с использованием современных информационных технологий, мониторинг их количества и характера, в том числе посредством наличия в каждом органе власти, муниципалитете телефонов доверия, проведение ими «горячих» телефонных линий по наиболее актуальным вопросам, выездных приемов граждан и т.д. По мнению омбудсмена необходимо обеспечить контроль за качеством рассмотрения обращений, в том числе с проверками на местах, повышение ответственности исполнителей, ежеквартальное размещение на официальном сайте органа власти в сети «Интернет» аналитических обзоров обращений, а также обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятым по ним мерам.