Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Уммупазиль Омарова выступила с очередной лекцией в рамках курсов повышения квалификации муниципальных служащих Республики Дагестан в ГБУ ДПО РД «Дагестанский кадровый центр»
В понедельник, 2 ноября 2015 года, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Уммупазиль Омарова выступила с очередной лекцией в рамках курсов повышения квалификации муниципальных служащих Республики Дагестан в ГБУ ДПО РД «Дагестанский кадровый центр». В этот раз на лекции рассматривались вопросы повышения эффективности рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления.
По мнению У.Омаровой, необходимо понимать, что, по сути, вопросы, поднимаемые гражданами в своих обращениях – это барометр социальных настроений, их болевые точки. На практике отсутствие эффективной реализации права граждан на обращение, прежде всего, на местном уровне вынуждает их обращаться в вышестоящие органы власти. При том, что именно органы местного самоуправления должны осуществлять выявление, анализ и поиск путей разрешения возникающих проблем и, что самое важное, инициацию устранения нарушений прав и свобод человека органами государственной власти различного уровня.
«Основная масса жалоб поступает на бытовую неустроенность в селах, районах (жилье и состояние жилищно-коммунального хозяйства, качество и доступность медицины, образование и культура, трудоустройство и занятость, определение статуса сельских поселений, состояние дорог и качество питьевой воды и т.д.), недобросовестность должностных лиц местного уровня, их нежелание выполнять свои прямые обязанности. К сожалению, эти проблемы из года в год не теряют своей актуальности и большая часть из них упирается в необходимость повышения эффективности работы с обращениями граждан».
К наиболее типичным нарушениям в сфере рассмотрения обращений граждан относятся отсутствие или пропуск должностными лицами сроков ответов на обращения, в том числе влекущие негативные правовые последствия; формальные и необоснованные ответы (не по существу поставленных вопросов) и отсутствие фактических проверочных действий. Даже в случае принятия органами власти мер по разрешению проблемы, зачастую приходится получать констатирующую информацию о том, что сделано - но при этом сам факт допущенного нарушения обходится умолчанием, а в отношении нарушителя никаких мер не принимается.
Уполномоченный полагает необходимым организовать в муниципалитетах ежеквартальное обсуждение итогов работы по рассмотрению письменных и устных обращений граждан на оперативных совещаниях, фактов ненадлежащих действий (бездействия) отдельных сотрудников органов власти, допустивших нарушения; уделять особое внимание заявлениям о злоупотреблениях должностных лиц, фактах коррупции, наиболее важных и значимых социальных проблемах, а также коллективным и повторным обращениям и рассматривать их, как правило, в составе комиссий и с выездом на место.