Состоялся круглый по стол вопросам повышения эффективности правового просвещения населения

16 декабря 2015 года в Дагестанском кадровом центре проводился круглый стол с главами муниципалитетов, муниципальными служащими по вопросам повышения эффективности правового просвещения населения органами местного самоуправления. Мероприятие проводилось Уполномоченным по правам человека в РД совместно с Министерством юстиции РД, Дагестанским региональным отделением Ассоциации юристов России. В его работе также приняли участие представители Управления Минюста России по Республики Дагестан, прокуратуры Республики Дагестан, администрации муниципального образования «город Махачкала».
Открывая данное мероприятие, руководитель Дагестанского кадрового центра Такибат Махмудова напомнила присутствующим, что данный центр был создан в начале 2015 года по инициативе Главы Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипова в целях содействия развитию эффективной системы дополнительного профессионального образования лиц, замещающих государственные должности РД, государственных гражданских служащих РД, лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих. «Сегодняшнее мероприятие является продолжением работы Дагестанского кадрового центра по повышению квалификации муниципальных служащих», - сообщила она.
Предваряя свое выступление, Уполномоченный по правам человека Уммупазиль Омарова отметила, что Глава Дагестана Р.Г. Абдулатипов постоянно подчеркивает значимость местного уровня власти, на котором реализуются основные полномочия республики. Очевидно, что большая часть потребностей (около 70%) людей удовлетворяется на муниципальном уровне. Соответственно, основная нагрузка, в том числе и в сфере правового просвещения населения, «ложится на плечи» местных органов власти.
При этом, по словам У.Омаровой, анализ поступающих в ее адрес обращений граждан и проводимых выездных приемов в муниципалитетах показывает, что зачастую нарушения прав и законных интересов обусловлены незнанием гражданами действующего законодательства, механизмов их реализации и защиты даже в таких жизненно важных вопросах, как семья, труд, здоровье, социальное обеспечение, собственность, налоги и т.д. В ряде случаев заявители не знают, какими правами они могут пользоваться исходя из имеющегося у них статуса, не могут составить обращение (жалобу).
В качестве основных направлений деятельности местных органов по повышению эффективности правового просвещения населения Уполномоченный обозначила развитие информационно-дистанционных технологий для обеспечения доступа жителей отдаленных сел и районов к правовой информации, использование форм непосредственного осуществления местного самоуправления. «Органы местного самоуправления, как наиболее приближенные властные структуры к населению, должны стать активными субъектами оказания бесплатной правовой помощи. Так, в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют оказание бесплатной юридической помощи, в том числе в виде представления интересов гражданина в судах и иных органах», - сообщила У.Омарова.
Рассматривая вопросы правового просвещения населения, начальник управления по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан и регистрации ведомственных нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Дагестан Мухтар Пашаев обратил внимание присутствующих на необходимость активного использования информационно-коммуникационных технологий, в частности социальных сетей, для распространения правовой информации среди граждан.
Заместитель начальника отдела контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по Республики Дагестан Роза Гусейнова рассказала о положительном опыте ряда субъектов Российской Федерации в части развития механизма оказания бесплатной правовой помощи населению, например, посредством проведения «ярмарок правовых услуг».
Начальник правового управления администрации муниципального образования «город Махачкала» Сулейман Мурадов проинформировал присутствующих, что за 2015 год в адрес администрации г.Махачкалы поступило более 14,5 тыс. обращений граждан. «Эти данные свидетельствуют о необходимости совершенствования работы по рассмотрению обращений граждан», - подчеркнул С.Мурадов.
В завершении мероприятия состоялся обмен мнениями, докладчики ответили на вопросы сотрудников администраций муниципалитетов.