Об итогах работы «горячих телефонных линий», проведенных аппаратом Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в апреле и мае 2013 года
Для повышения уровня правовой культуры граждан и оказания бесплатной юридической помощи социально уязвимым категориям населения аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в апреле и мае 2013 года организовал работу тематических «горячих линий»: с 3 по 12 апреля – о правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 20 по 31 мая – о правах учащихся выпускных классов школ и абитуриентов вузов и ссузов, в ходе работы которых поступило 109 обращений из 5 городов и 20 районов Республики Дагестан, а также Карачаево-Черкесской республики и Ставропольского края.
Чаще всего граждане обращались за консультациями и разъяснениями о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (71). Большинство обращений было связано с недостаточной информированностью граждан о порядке установления опеки (попечительства) и усыновления (удочерения) (17), постановки на жилищный учет детей-сирот и лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения (14).
Анализ данных обращений, поступивших к Уполномоченному, свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления своих обязанностей по разъяснению гражданам сути нормативных правовых актов.
Многих из обратившихся граждан интересовали последствия приобретения статуса опекуна (попечителя), усыновителя, порядок принятия ребенка на воспитание в свою семью, вопросы распоряжения средствами материнского капитала на опекаемых и усыновленных детей для улучшения их жилищных условий. По ряду вопросов оперативно запрашивалась информация из соответствующих министерств и ведомств.
На «горячую линию» поступили жалобы опекунов на несвоевременную выплату ежемесячных пособий на содержание опекаемых детей. В частности, гражданка В. обратилась к Уполномоченному в связи с тем, что опекуны, проживающие в Ленинском районе г. Махачкалы, не получали пособия на содержание опекаемых детей в течение I квартала 2013 года из-за противоправных действий (бездействия) должностных лиц администрации района. Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан обратился к главе администрации Ленинского района г. Махачкалы с просьбой принять меры по обеспечению своевременной выплаты ежемесячных пособий опекунам и меры дисциплинарного взыскания к виновным лицам. По результатам обращения Уполномоченного был получен ответ о том, что на 10 апреля 2013 года все опекуны получили денежные средства за январь-март 2013 года, а специалист, допустивший указанные нарушения, уволен.
В другом случае заявитель С. сообщил, что его сестра состояла на учете в МО «Кизлярский район» как ребенок-сирота для получения жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. По новому месту регистрации возникли проблемы с постановкой её на жилищный учет, в связи с отказом работников администрации по прежнему месту проживания в выдаче её учетного дела. После обращения Уполномоченного, лицо было поставлено на учет по новому месту регистрации.
Кроме того, граждане (13) обращались за консультациями, касающимися государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В частности, о возможностях изменения перечня общеобразовательных предметов, по которым планируется сдавать ЕГЭ в текущем году; отмене результатов ЕГЭ и допуске к его повторной сдаче; сроках подачи и рассмотрении апелляций о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ и несогласии с выставленными баллами (отметками) по экзамену; порядке аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ и рассмотрении апелляций.
Гражданам были даны также разъяснения по порядку поступления абитуриентов в средние специальные и высшие учебные заведения, в том числе вне конкурса для детей-инвалидов и лиц из их числа, по процедуре перевода студентов из одного вуза в другой.
На «горячую линию» поступили анонимные звонки о коррупционных нарушениях в школах во время проведения ЕГЭ. При этом отсутствие прямой и достоверной информации не позволило инициировать проверку, наказать виновных лиц и предотвратить подобных случаев в дальнейшем. Определенное количество вопросов о возможности подать апелляцию говорит о недоверии к оцениванию результатов ЕГЭ, возможно, недостаточной прозрачности схемы.
Всем обратившимся на «горячую телефонную линию» были даны соответствующие консультации и разъяснения. Вопросы, требующие более тщательного рассмотрения, взяты Уполномоченным на контроль. О результатах рассмотрения заявители будут проинформированы дополнительно.
Сообщаем также, что темой следующей «горячей телефонной линии» станет «Всё о правах граждан в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг».