Указ Главы РД от 09.02.2015 N 15 "О системе мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в Республике Дагестан"
Утверждено
Указом Главы
Республики Дагестан
от 9 февраля 2015 г. N 15
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
1. Система мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в Республике Дагестан (далее - мониторинг) формируется в рамках полномочий Республики Дагестан по реализации государственной национальной политики, определенных законодательством Российской Федерации.
2. Мониторинг представляет собой комплекс взаимосвязанных управленческих, организационных, правовых, информационных и иных инструментов и механизмов сбора, хранения, обработки, анализа информации о состоянии межнациональных отношений и их изменении, а также мероприятий по координации совместной деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления), общественных объединений и организаций, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику и пресечение межнациональных конфликтов, а также минимизацию их последствий.
3. Основными задачами мониторинга являются:
а) получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений;
б) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений;
в) комплексный анализ этнических, демографических и миграционных процессов, оценка и системное прогнозирование трансформации этнической структуры расселения народов, состояния межнациональных и межрелигиозных отношений;
г) обобщение и анализ результатов опросов общественного мнения о состоянии межнациональных отношений в Республике Дагестан;
д) оценка работы органов местного самоуправления по решению проблем межнациональных отношений.
4. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также иные процессы, оказывающие воздействие на состояние межнациональных отношений в Республике Дагестан, требующие оперативного реагирования со стороны органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и органов местного самоуправления:
а) конфликтные ситуации между этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает этнокультурные интересы населения;
б) общественные акции, протесты на национальной почве;
в) открытые публичные проявления национальной, расовой нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
5. Участниками мониторинга являются органы исполнительной власти Республики Дагестан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации.
6. Организацию взаимодействия и координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и органов местного самоуправления по мониторингу межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в Республике Дагестан обеспечивает Совет при Главе Республики Дагестан по межнациональным отношениям.
7. Поступление информации о межнациональных конфликтных ситуациях обеспечивается в рамках межведомственного информационного обмена между органами исполнительной власти Республики Дагестан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и органами местного самоуправления.
8. Министерство по национальной политике Республики Дагестан (далее - уполномоченный орган) организует хранение, обработку и анализ информации.
9. В рамках мониторинга уполномоченный орган осуществляет:
а) рассмотрение и анализ устных и письменных обращений граждан и должностных лиц по вопросам межнациональных отношений;
б) анализ информации, полученной в ходе встреч, рабочих совещаний, круглых столов и конференций;
в) получение информации от органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, органов местного самоуправления;
г) получение информации в результате мониторинга средств массовой информации, социальных сетей в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
д) проведение социологических исследований с целью выявления оценки населением межнациональных отношений в Республике Дагестан.
10. В случае поступления информации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, полученной в результате мониторинга или взаимодействия с общественными объединениями, уполномоченный орган:
а) взаимодействует с органами местного самоуправления муниципального образования Республики Дагестан, на территории которого возможна конфликтная ситуация, с лидерами общественных объединений, в том числе казачьих, религиозных организаций, с целью выяснения ситуации;
б) информирует заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан или (при необходимости) Главу Республики Дагестан о наличии скрытых противоречий, социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно);
в) разрабатывает план первоочередных мер по предупреждению возможной конфликтной ситуации и направляет на место конфликтной ситуации для ее изучения ответственного сотрудника по согласованию с Главой Республики Дагестан или заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан;
г) вносит предложения о необходимости формирования рабочей группы для комплексного рассмотрения на месте конфликтной ситуации, способной привести к социальной напряженности;
д) обеспечивает взаимодействие с редакциями и корреспондентами центральных, республиканских и местных печатных и электронных средств массовой информации, в том числе посредством проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов и других методов, включая работу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
е) организует проведение мониторинга освещения данной ситуации в печатных и электронных средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разъяснительной работы, направленной на предотвращение публикации материалов, способных привести к развитию конфликтной ситуации;
ж) обеспечивает (в случае необходимости) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и способствует их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;
з) организует встречи с руководителями этнокультурных объединений, представителями религиозных организаций, деятелями науки и культуры, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений по вопросам конфликтной ситуации;
и) обеспечивает проведение внеочередных заседаний Совета при Главе Республики Дагестан по межнациональным отношениям.
11. В целях обеспечения оперативного реагирования на выявленные факты межнациональной напряженности уполномоченный орган незамедлительно информирует о них Главу Республики Дагестан, полномочных представителей Главы Республики Дагестан в территориальных округах Республики Дагестан, Управление Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по внутренней политике и территориальному развитию.
12. В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации органы исполнительной власти Республики Дагестан совместно с органами местного самоуправления:
а) оперативно доводят до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по ликвидации конфликтной ситуации;
б) организовывают брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления.
13. В целях ликвидации последствий конфликтных ситуаций деятельность рабочей группы (в случае ее формирования в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 настоящего Положения) может быть продолжена.
По итогам деятельности рабочей группы вырабатываются предложения по профилактике и предотвращению возникновения аналогичной конфликтной ситуации, которые вместе с информацией о результатах деятельности по ликвидации последствий конфликтной ситуации направляются в органы исполнительной власти Республики Дагестан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, органы местного самоуправления.
14. Результаты оперативного реагирования на выявленные факты проявлений межнациональной напряженности в течение 30 календарных дней со дня поступления информации об указанных фактах рассматриваются Советом при Главе Республики Дагестан по межнациональным отношениям.